Зинаида Кириенко: «Меня защищала любовь!»

Зинаида Кириенко: «Меня защищала любовь!»

Зинаида Кириенко: «Меня защищала любовь!»

Годы не властны над ней. Избитая фраза, но к актрисе Зинаиде Кириенко подходит как нельзя лучше.

Посмотришь на нее - шутка сказать, 87-летнюю! - и видишь ту самую Наталью из «Тихого Дона». С грустными глазами, познавшими много горя. И тем не менее гордую, несломленную… Как оказалось, в жизни актрисы испытаний тоже хватало…

— Зинаида Михайловна, это правда, что когда-то ваша фамилия была в черном списке, мол, снимать нельзя?

— Да, но я об этом узнала совершенно случайно. Просто несколько лет не было съемок. И это уже после «Тихого Дона», «Судьбы человека», «Казаков», то есть когда была уже очень известной актрисой. Потом мне рассказали, почему так произошло. Не ответила взаимностью одному большому чиновнику. Ну не ответила и не ответила. Но я же не думала, что он будет мне мстить…

КРЕСТИК В СПИСКЕ

— А как это произошло?

— Сейчас уже могу об этом рассказать. Это было на выездном мероприятии — декаде литературы и искусства в республиках Средней Азии. Началось все в Киргизии, я выступила перед зрителями. И этот чиновник, он был замом министра культуры по кино, начал выражать свой восторг: мол, не знал, что актрисы такие умные и так могут говорить с людьми… На что я ответила: «Вы просто мало знали актрис». Потом уже в Чимкенте меня и актрису Нину Дробышеву, мы жили с ней в одном номере, он пригласил на ужин в ресторан. Ну замминистра — как откажешь? Пошли, посидели. И он стал рассказывать нам, молодым девчонкам, какой он хозяин в своем кабинете. «А ваш Герасимов, — говорит, -  тоже ко мне приходил пленку просить. Я смотрю на него, а он как-то съеживается и уже пленку не просит…» С самого начала этот человек вызывал у меня одно лишь отвращение. Высокий, здоровый дядька, но лицо у него неприятное, глазки маленькие. Думала: какое же дерьмо руководит нами…

— Вы в то время уже были замужем?

— В том-то и дело! И уже даже старшего сына родила. Рвалась домой к своему ребенку, к любимому супругу. И Герасимов мне дал свой билет, говорит: «Я не могу лететь, а ты же хотела вернуться пораньше из-за своего малыша». Я: «Сергей Аполлинариевич, родненький, спасибо!» И тут чиновник этот, который рядом стоял, говорит: «Значит, вместе полетим».

Сели в самолет, я оказалась рядом с ним. Летим. И вдруг он голову мне на плечо кладет. Я глянула: плешь, перхоть на волосах, на пиджаке. Вся сжалась, отодвинулась от него. Он голову поднял, посмотрел на меня и говорит: «Да, видно, нам с вами больше не летать». Тогда я все в шутку обратила. «Да ну что вы, - говорю, - какие наши годы?» Думала, действительно все так и кончится шуткой. Но потом случился этот многолетний простой.

А в 1974 году меня вдруг распределяют на фестиваль в Баку быть членом жюри: почему, я даже не поняла. Спрашиваю у Станислава Ростоцкого (он тоже был учеником Герасимова): «Ты можешь объяснить, зачем меня приглашают?» Он: «Ты что, ничего не знаешь?» И называет мне фамилию того чиновника, мол, помнишь его? «Да, говорю, а что?» - «Есть такой список в актерском отделе у заведующего, и там напротив твоей фамилии крестик стоит. Думаешь, почему так долго не снимаешься?» Вот так я узнала о том, что эта тварь мне, оказывается, ходу не давала. «А при чем тут фестиваль этот?» - спрашиваю. «Потому что он уже не в Госкино, его перевели на другую работу».

 

Зинаида Кириенко: «Меня защищала любовь!»

У актрисы двое сыновей, а муж умер в 2004-м

 

«КРАСИВО ОТВАДИЛА»

— Другие сильные мира сего пытались за вами ухаживать?

— Да в том же Баку был эпизод. Фестиваль курировал Александр Камшалов, председатель Госкомитета по кинематографии. Конечно, сначала был некий междусобойчик: Аллу Ларионову, меня и Светлану Светличную пригласили, мы посидели недолго, ушли. И вдруг ко мне в номер гостиницы приходит Ростоцкий: «Зина, Камшалов просит нас с тобой зайти к нему». — «А зачем?» — «Просто посидеть. Пойдем». Я говорю: «Стасик, я же прекрасно понимаю свою роль, зачем я там нужна. Могли бы и без меня посидеть». Он заулыбался… «Все понятно. Так вот, как только ты соберешься уходить, я с тобой». Ростоцкий говорит: «Хорошо».

Пришли. На столе фрукты, деликатесы всякие, напитки. Сидели, разговаривали, смеялись - надо же поддержать компанию. Стасик вроде стал подниматься, я увидела, говорю: «Пора уже?» Камшалов: «Нет-нет, так хорошо сидим». Потом раза три еще Стас порывался уйти, смыться хотел. Ну ясно, солидарность мужская - тут судить его я не буду. Но как только он поднимался, я тут же: «Стасик!»

Так всю ночь и просидели. Уже когда прощались, Ростоцкий в шутку сказал ему: «Нет, Александр Иванович, с нашими актрисами кашу не сваришь». Конечно, всем все было понятно…

— Ну а режиссеры отличались по этой части? От них же больше всего зависело, будете сниматься или нет.

— Евгения Матвеева я красиво отвадила, это было…

— Что, клинья подбивал?

— Конечно! Но это было красиво… Он готовился снимать «Почтовый роман», очень хотел, чтобы я там играла. А я тогда была беременна младшим сыном, рожать через два месяца. Но все равно согласилась, поехала. Ведь в то время как раз в простое была, нигде не снималась. Приехала — меня одели, никто ничего не сказал. Сделали кинопробу — все отлично. После этого я должна была вернуться в Москву, и Женя вызвался проводить меня в гостиницу.

Мы идем по бульвару, моросит мелкий дождик, на дорожке листья платана лежат, такие желтые, словно золотые, и блестят от воды.  Матвеев идет рядом поникший, на меня не смотрит. Потом говорит: «Эх, Зина, Зина, что же ты наделала!» - «Что я наделала?» - «Да ладно. Когда тебе рожать?»  Вот так прямо обухом по голове. Я говорю: «Через два месяца… Жень, я рожу - знаю же себя, уже рожала - и на следующий день выйду на съемку, все будет нормально». «Нет, - отвечает, - так нельзя». По нему видно было, что надеялся совсем на другое…

Потом я снималась у него в картинах «Любовь земная», «Судьба»… Как-то после очередной съемки мы с Женей и еще с одним товарищем пошли к нам домой, уже не помню, по какому поводу. Валерий, мой муж, стол накрыл. Хорошо посидели. Гость ушел, а Женя все не уходит. А уже около трех часов ночи, все устали. Когда Матвеев все-таки поднялся, муж пошел проводить его. И потом рассказывает мне: они вышли из дома, и Женя, увидев на земле большую палку, неожиданно поднял ее. Валера говорит: «Я смотрю и думаю: что, буду с ним драться, что ли?» Бог знает, что тогда творилось в душе Матвеева. Только он почувствовал себя неудобно и вроде как стал опираться на эту палку. Так и ушел, ничего не сказав.

— Но вы тогда все поняли определенным образом?

— Конечно. Женщина чувствует на себе заинтересованный взгляд. Он ждал, что пойду ему навстречу, но мне это было не нужно. К тому же у него была любовница, правда, не на этой картине, — одна известная украинская актриса. Однако меня все это не касалось. У меня была защита — любовь защищала от всего. Любовь к мужу…

Матвееву я бесконечно благодарна. Он же первый отважился взять меня на роль после этого крестика в списке. Что же касается ухаживаний и прочих дел, так недаром в России говорят: «Сучка не захочет - кобель не вскочит». И я дала понять Матвееву, что не надо этого делать. Но только так, чтобы его не обидеть…

«КАК РЕЖИССЕРУ НЕ СТЫДНО?»

— …Правда, однажды, — продолжает актриса, — я сама призналась в любви к режиссеру. Пришла к Герасимову в номер репетировать сцену из фильма «Надежда», завтра съемка… Тогда я только окончила первый курс ВГИКа. Партнер мой по сцене запаздывал. И Герасимов говорит: «Ну расскажи о себе». Я стала рассказывать о маминой судьбе, об отце, который ушел от нас… В нашей семье столько было горя, что я не выдержала и расплакалась. Он начал успокаивать. А я вдруг: «Сергей Аполлинариевич, я люблю вас…» Сказала вот, не удержалась…

— А вы действительно его любили?

— Мы все боготворили его. Даже трудно сказать, что это было. Но он тогда все правильно понял. И для меня остался человеком высокой морали.

 

Зинаида Кириенко: «Меня защищала любовь!»

В фильме «Тихий Дон»

 

— Все-таки роль Натальи в «Тихом Доне» Герасимова для вас так и осталась главной. А новый сериал смотрели?

— Да. И как режиссеру не стыдно?! Они же там все одинаковые — что Аксинья, что Наталья. Зачем это сделано? Они что, хотели разочаровать зрителя в герасимовском фильме? Не получится! Потом же «Тихий Дон» Сергей Бондарчук ставил — и тоже ни туда, ни сюда. Ни один ремейк не нашел отклик у зрителя. Люди же чувствуют подделку. И даже если бы не было нашего фильма, эта новая Наталья не осталась бы в вашей памяти…

Ирина Тульчинская

Фото: FOTODOM, из архива

З. Кириенко.

Источник: mirnov.ru



Добавить комментарий